Аменорея — что это такое

Первичный прием врача-гинеколога (осмотр, консультация)

Когда у женщины репродуктивного возраста полностью отсутствует менструация, или она наступает с большими перерывами (1 раз в полугодие и реже), такое состояние в медицине называется аменорея.

симптомы аменореиНе всегда это состояние носит патологический характер. Менструация отсутствует во время беременности, в период вскармливания грудью (в этих случаях речь идет о лактационной аменорее), в менопаузе и у подростков в возрасте до периода полового созревания. Данная форма аменореи классифицируется как физиологическая и является нормой. Во всех остальных случаях длительное отсутствие месячных и нарушение менструальной функции рассматривается как симптом, свидетельствующий о ряде заболеваний генетического, физиологического, психо-эмоционального, биохимического характера.

Патологическая аменорея бывает:

• Истинной — когда в организме женщины не происходит овуляция.
  • Ложной — когда гормональные функции в яичниках и матке происходят циклично, но выделения в виде менструальной крови отсутствуют.

Оба вида патологического состояния требуют глубокого обследования женского организма, поскольку имеют несколько разновидностей и степеней развития. От правильной диагностики зависит программа лечения.

Аномальное нарушение менструального процесса не рассматривается как самостоятельное заболевание, а служит сигналом к тому, что в здоровье женщины имеются серьезные отклонения. Они не всегда связаны с дисфункцией яичников, и могут свидетельствовать об аномальных процессах в коре головного мозга или о проблемах в матке.

Типы патологий

Врачи классифицируют патологическую аменорею по следующим видам:

• Первичная — в случае, если месячные ни разу не наступали и полностью отсутствуют у подростков к 16 годам.
  • Вторичная — когда задержка месячных происходит на полгода и более после того как менструация уже бывала ранее.

По степени сложности различается аменора 1-й, 2-й и 3-й степени. При отсутствии менструального цикла на протяжении до года — это первая степень; до 3-х лет — 2-я; более 3-х лет — 3-я (самая сложная) степень.

Задаваясь вопросом о таком заболевании, как аменорея и что это такое у женщин, ответ следует искать в причинах возникновения патологии. Чаще всего, это недостаточная функция половых желез, на которую влияет количество гонадатропных гормонов. В то же время, ложная аменора обусловлена врожденными пороками половых органов, их особым анатомическим строением.

Например, у подростков, встречается слишком плотная девственная плева или зарастание влагалищного канала. Такие аномалии решаются элементарно хирургическим путем. Если же причина в нарушении концентрации гормонов (их называют фолликулостимулирующими – ФСГ), тогда говорят о таких видах патологии, как:

• Гипогонадотропная — концентрация ФСГ минимальная (до 1,6 ЕД/л).
  • Гипергонотропная — ФСГ на уровне более чем 30 ЕД/л.

Содержание гормонов в пределах от 1,6 до 30 ЕД/л считается нормой.

Причины и симптомы

Причинами первичной аменоры часто являются стрессы, психо-эмоциональные нервные состояния, чрезвычайно сильные физические нагрузки в подростковом возрасте, анорексия, наследственная предрасположенность.

Помимо психогенных и анатомических факторов, причины отсутствия менструального цикла могут крыться в нарушениях эндокринной системы и такого явления, как гипопитуитаризм — дефицит гормонов, которые производятся долей гипофиза. Это редкое заболевание, тем не менее, вероятность такой причины нельзя не учитывать. Патологическое состояние не ограничится первичной формой, за ней последует и вторичная фаза.

Вторичная форма является следствием таких аномалий как:

• Резистентное истощение яичников — встречается чаще всего.
  • Синдром поликистоза яичников.
  • Анорексия и ожирение.
  • Эндокринные патологии.

Все перечисленные причины ведут к изменениям в синтезе женских половых гормонов, что и является фактором нарушения менструальной функции.

Еще одна вероятная причина аменоры — синдром Тернера. Это врожденная аномалия, при которой женщинам показан пожизненный прием гормональных препаратов. Отдельную категорию в диагностике занимает маточная форма патологии. Ее причинами являются спаечные процессы в полости матки, а также травмирование эндометрия, чаще всего, вызванное абортами и другими хирургическими вмешательствами. В их числе удаление полипов, миом, проведение родов методом кесарева сечения, диагностические выскабливания.

Основным проявлением патологии является полное отсутствие месячных (более полугода и дольше), а также бесплодие. Часто патологическое состояние сопровождают следующие симптомы и внешние признаки:

• Раздражительность.
  • Снижение либидо.
  • Боли при половом контакте.
  • Отставание в росте и весе.
  • Замедленное половое созревание.
  • Отсутствие вторичных половых признаков (оволосения лобковой области, недоразвитость грудных желез).

Диагностика и лечение

Первичная диагностика сводится к оценке вторичных половых признаков у женщины, соотношения роста и веса с возрастом пациентки, а также к выяснению генетической предрасположенности и особенностей пищевого поведения. Для анализа ситуации немаловажным аспектом служит базальная температура. Ее измеряют в прямой кишке в течение месяца. В норме она должна повышаться при наступлении овуляции.

Далее врач назначит анализы, в числе которых необходимо:

• Сдать кровь на наличие в ней тиреотропного гормона, пролактина, ФСГ, лютеинизирующего гормона, выделяемого гипофизом.
  • Сделать кариотипирование для выяснения количественного и качественного состава хромосом.
  • Сделать УЗИ органов малого таза.
  • Провести МРТ гипофиза — в случае обнаружения повышенного содержания пролактина или низкого числа гонадотропных гормонов.
  • Пройти гистероскопию — в случае подозрения на маточную патологию.

Лечебная терапия напрямую связана с результатами диагностики. При обнаружении генетических заболеваний, послуживших факторами развития болезни, женщинам назначают гормональные препараты.

Лечение аменореи гормонами назначается, когда досконально выявлены все возможные причины патологии. Предварительно назначается курс физиотерапевтических процедур и других мероприятий, направленных на оздоровление общего состояния организма женщины. Проводится лечение сопутствующих заболеваний, рекомендуется здоровый образ жизни и только в случае, если менструация не наступает после комплекса всех мероприятий, назначается гормональная терапия.

В клинике доктора Шестаева имеются все условия для комплексного диагностирования и результативного лечения. Под контролем квалифицированных специалистов вы пройдете ультразвуковое, лабораторное, биохимическое, физиологическое обследование. На основании диагноза врач назначит программу лечения. Несмотря на свою сложность, патология успешно лечится в нашей клинике.

Профилактика

Профилактическими мерами является сбалансированное питание, своевременное выявление и лечение гинекологических заболеваний, нормальное психо-эмоциональное состояние. Посетите клинику доктора Шестаева для профилактического осмотра — вместе мы сможем предупредить опасные недуги.

Аменорея