Цитомегаловирус

Первичный прием врача-гинеколога (осмотр, консультация)

Цитомегаловирусную инфекцию медицина относит к категории TORCH-инфекций. Эта группа вирусов способна передаваться при беременности от матери к ребенку и развиваться внутриутробно, вызывая ряд заболеваний и врожденные патологии. Источником заражения является цитомегаловирус (ЦМВ).

Что это такое

Вирус относится к ДНК-содержащим микроорганизмам, что означает способность инфекции к длительной персистенции — сохранению функционально активного состояния в организме человека. Иными словами, патогенные микроорганизмы слабо изменчивы, генетически консервативны, устойчиво приживаются и продуцируются, в большинстве случаев, в ядрах клеток.

Инфекция способна латентно (скрыто, никак не проявляя себя) находиться в клетках организма. Основными местами обитания является лимфоидная ткань — именно здесь вырабатываются лимфоциты и плазма, чьи функции направлены на защиту организма. Пребывая в безопасности от воздействия антител и интерферона, ЦМВ подавляют клеточный иммунитет.

Активизация возбудителя происходит при развитии иммунодефицита и чаще всего проявляется:

• При беременности.
  • В младенческом и детском возрасте.
  • При приеме иммунодепрессантов и цитостатиков.
  • При нарушении иммунитета на клеточном уровне.
  • У ВИЧ- инфицированных.

При реактивации хронической инфекции и гематогенной генерализации (распространении вируса с потоком крови), происходит поражение практически всех внутренних органов и систем человека. ЦМВ относится к семейству герпеса пятого типа.

Способы заражения

Источником распространения является человек — либо носитель вируса, либо болеющий. Благодаря антителам, инфицирование вирусом не сразу приводит к заболеванию. Болезнь развивается при снижении иммунитета. Однако носители патогенных микроорганизмов являются источником их распространения.

Цитомегаловирус при беременности, при первичном заражении, приводит к инфицированию плода в 40-50% случаев. При условии реактивации во время беременности заражается 1-8% младенцев. Самым опасным периодом считается третий триместр.

Инфекция передается:

• Через слюну, слезы, мочу, грудное молоко, сперму.
  • При длительном и тесном взаимодействии с больным.
  • Во время беременности (трансплацентарный путь).
  • При переливании крови (трансфузионный случай).
  • Во время родов (интранатальный вариант).
  • Контактно-бытовым и воздушно-капельным путем.
  • При незащищенных половых контактах.

Находясь в клетках крови, чаще всего в лейкоцитах, микрофагах, вирус передается здоровым людям. Выделение вирусной инфекции с биологическими жидкостями у носителя начинается с 4-6-й недели заражения и продолжается в течение нескольких месяцев и даже лет. Длительность выделений всегда разная.

Диагностика

В большинстве случаев у иммунокомпетентных людей заражение CMV протекает бессимптомно. Поэтому диагностировать инфекцию возможно лишь сдав анализы. Для установки диагноза используется 2-3 лабораторных теста одновременно. Исходя из того, какие анализы назначены, выполняется забор крови, грудного молока, слюны, мочи. В качестве материала исследования берутся также промывные воды при бронхолегочном лаваже, ткани биоптаты.

Анализ на цитомегаловирус выполняется несколькими способами:

• Вирусологический метод — основан на культивировании вируса в тканях биоптатов, в крови и секретах человека.
  • Цитологическая диагностика — исследуется клетка, строение клеточного материала, выявляются изменения в ядрах и цитоплазме.
  • Серологическое исследование — показывает наличие антигенов возбудителя, их тип и количество.

Вирусологический метод наиболее информативный и достоверный, однако требует продолжительных затрат времени. Специфические изменения в клетках, обнаруженные при проведении цитологической диагностики дают 50-70% достоверности результата. Выявление избыточного количества антител igm в крови или IgG и IgA в сыворотке при серологическом анализе свидетельствует о наличии инфекции.

G, A, M – это различные классы ig инфекций. Igm – свидетельствуют об острой фазе инфекционного состояния. IgG – об устойчивом иммунитете к инфекции. Рост IgA и IgG говорит о реинфекции, о хроническом ее протекании. Антитела IgA встречаются у обследуемых старшего возраста. Отсутствие в крови антител Igm не означает однозначного отсутствия заболеваний. Их концентрация увеличивается на 5-й день заражения, через 1-4 недели достигает пика, затем может снизиться. Это значит, что острая фаза болезни прошла, но может развиваться хроническая.

Расшифровка анализов позволяет определить состояние организма и стадию заболевания. Обнаружение Igm у новорожденных до 2-х недель их жизни свидетельствует о внутриутробном заражении. Позже диагностируется приобретенная инфекция.

Лечение и профилактика

Цитомегаловирус igg положительный при отсутствии выраженных симптомов — это значит, что человек является носителем вируса, при этом его иммунитет не позволяет развиться болезни. Лечение как таковое назначается при осложнении состояния, которое может быть выражено в различных вариантах.

CMV может стать причиной таких болезней, как:

• Пневмонит.
  • Гепатит.
  • Панкреатит.
  • Энтероколит.
  • Энцефалит.
  • Воспаления в половой системе.
  • Цитомегаловирусный мононуклеоз.

Симптомы врожденной инфекции у детей никак не проявляются на ранних стадиях. Однако позже могут перерасти в глухоту, проявиться в виде атрофии зрительных нервов, нарушении речи, снижении интеллекта. У детей врожденная форма проявляется отсутствием аппетита, нервозностью, запорами. Сыпь при герпесе, увеличение в размерах печени, селезенки — всё это проявления врожденного вируса CMV.

Приобретенный вирус у взрослых и детей протекает латентно. Однако в острой форме при иммунодифиците, вызванном беременностью или ВИЧ-инфекцией, может приводить к поражениям ЖКТ, легких, печени, мочеполовой системы, почек и других органов. Проявлением цитомегаловирусной инфекции могут быть признаки обычной простуды.

К особым последствиям заражения ЦМВ относятся:

• Воспалительные процессы на слюнных железах.
  • Воспаления половых органов в яичках, уретре у мужчин.
  • Воспаления в теле матки и в яичниках у женщин.
  • Увеличение миндалин и лимфаузлов.

При диагностировании цитомегаловируса лечение назначается с учетом конкретной симптоматики и сопутствующих заболеваний. Практикуют комбинирование противовирусных препаратов и интерферонов. Одновременно назначаются иммуномодулирующие препараты.

Лечение при беременности

Все многочисленные проявления ЦМВ классифицируют на врожденную и приобретенную, соответственно, в острой, хронической или латентной форме, а также в остром мононуклеозном периоде и генерализованную.

При острой форме внутриутробного заражения, на ранних сроках беременности, инфекция приводит к гибели плода или рождению ребенка с различными патологиями. Поэтому при беременности вопрос, как вылечить ЦМВ, стоит особенно остро.

Задача сводится к снижению активности вируса и устранению симптомов. Назначаются витамины, иммуномодулирующие препараты. Аналогичный курс необходимо проходить и для профилактики. Тщательная гигиена, снижение контактов с людьми, находящимися в группе риска — также относятся к профилактическим мероприятиям.

Вы можете записаться на консультацию в клинику доктора Шестаева, заполнив форму на нашем сайте или просто позвонив по телефону +7 (812) 616-01-97.

Цитомегаловирус
3,36 / 5 (22 оценки)