Генитальный герпес

Генитальный герпес – это одно из самых распространенных инфекционных заболеваний, проявляющееся как вирусное поражение слизистой половых органов и прилежащих участков кожи, возбудителем которого являются вирус простого герпеса типа 1 (известный как ВПГ-1) или 2 типа (ВПГ-2) . Вирус передается через половые контакты, воздушно капельным путем, через кровь или от матери к ребенку во время беременности. Заболевание может протекать бессимптомно, а может периодически обостряться. Примерно в трети случаев у инфицированных развивается рецидивирующая форма с тяжелый течением.

В любом случае, зараженный человек остается носителем инфекции, способным передавать ее другим.

Что это такое?

Вирус генитального герпеса является подвидом ВПГ, который может поражать кожу, слизистую, внутренние органы и центральную нервную систему. Локализация его зависит от «входных ворот» инфекции. Так, симптомы первого типа можно увидеть на губах, лице и в носу, а второго – на половых органах.

Как проявляется?

Инфекция может протекать:

1. Бессимптомно. Генитальный герпес у мужчин и женщин нередко находится в «спящем» состоянии.
  2. Первичный герпес проявляется в мелких пузырчатых высыпаниях на половых органах и прилежащих участках тела, которые вскрываются через 2-3 дня, образуя мокнущие язвочки (эрозии). В этом случае у больного повышается температура тела, его беспокоят зуд и жжение в области паха, распухают лимфатические узлы, появляется отечность. Заживление может занять до 10-14 дней. И после этого инфекция может никак себя больше не проявить – иммунитет борется с вирусом, выделяя специальные антитела. Если с иммунной системой человека все в порядке, то она будет противостоять рецидивам.
  3. С рецидивами. Эта форма следует после первичной. Рецидивы длятся от 2 до 20 дней и носят локальный характер. На коже и слизистой половых органов появляются небольшие пузырчатые образования. Потом они трансформируются в язвы. После лечения на теле остаются незначительные покраснения, которые со временем заживают.
  4. В хронической форме. Это редкие случаи атипичного заражения – самого опасного типа заболевания. Его последствия могут привести к бесплодию и раку шейки матки. Течение и признаки этого процесса носят стертый характер. Появляется отек и чувство зуда в паховой области. На члене (или половых губах) высыпают мелкие пузырьки, которые со временем распространяются на внутренние органы мочеполовой системы. На второй стадии язвы можно обнаружить в уретре, во влагалище, шейке матки и мочевом пузыре. На третьей – в матке или простате.

Сказать точно, сколько проходит заживление, нельзя. Все зависит от степени поражения участков, типа герпеса (первичный, рецидивный или хронический) и особенностей организма пациента.

Пути заражения: как передается вирус?

Есть три причины появления этой инфекции в организме:

• незащищенный секс с инфицированным партнером (проникает как орально, так и при любом другом виде полового контакта);
  • воздушно-капельным путем (можно заразиться во время общения с инфицированным, через влажное полотенце или при тактильном контакте с поверхностью кожи/слизистой, где есть высыпания);
  • от матери к ребенку во время вынашивания плода (у беременных это происходит по восходящему пути).

Диагностика

На первом этапе врач изучает анамнез пациента и осматривает его. Если высыпания уже появились, то в ходе осмотра гинеколог изучает их характер, т.к. проявления герпетической инфекции похоже, например, на первичные признаки сифилиса. Далее следуют лабораторные исследования. Они делятся на два типа:

1. Анализ соскоба, взятого из шейки матки, влагалища, уретры – в зависимости от того, какие органы были поражены инфекцией. Специалист исследует свойства взятых тканей при помощи электронного микроскопа.
  2. Изучение сыворотки крови. В ней выявляется наличие антител, вырабатываемых иммунной системой любого организма при ВПГ. Это иммуноглобулины групп G и M.

Принципиальная разница между этими двумя способами в том, что первый подходит только при выраженной симптоматике болезни. Второй метод – универсальный. Он позволяет распознать инфекцию даже в бессимптомной форме. Такой метод применим  и даже рекомендуется в профилактических целях.

Лечение и профилактика

Полностью избавиться от вируса нельзя. Проникнув в организм, инфекция остается в нем жить в «спящем» режиме. Санировать заболевание можно только до такого латентного состояния, создав условия, при которых болезнь не будет проявляться.

Нередко вирус герпеса сопровождают дисбактериоз и хронические бактериальные инфекции, которые требуют сопутствующей терапии. Показано также введение природных антиоксидантов (витаминов С и Е).

Можно выделить следующие виды лечения:

1. Лечение, которое проводится в острый период первичного генитального герпеса или при развитии рецидива заболевания. Для этого применяют противогерпетические препараты.
  2. После подавления основных клинических проявлений заболевания, то есть во время достигнутой ремиссии пациенту назначается антибактериальная и противовирусная поддерживающая терапия, при выраженном иммунодефиците может быть рекомендован курс гемокоррекции.
  3. Третий этап лечения проводится спустя два-три месяца после стихания клинических признаков рецидива болезни. В этот период используются иммуномодуляторы и герпетическая культуральная поливакцина, оказывающая противорецидивный эффект. Благодаря вакцинации активизируется клеточный иммунитет и устраняется повышенная чувствительность организма.

Главное в этом вопросе – не заниматься самолечением. Нужные медикаменты определяются врачом по результатам диагностики и особенностей организма пациента.

Для того, чтобы исключить заражение генитальным герпесом, необходимо:

• использовать презервативы (риск заражения при незащищенном сексе – самый высокий);
  • соблюдать правила личной гигиены (простых норм будет достаточно);
  • не касаться участков тела, на которых уже проявились высыпания, язвы, не переносить инфекцию с губ и рук на другие места.

Презервативы не гарантируют полной защиты от заражения герпесом во время полового контакта. Риск перенять заболевание через микротрещины поврежденных участков кожи и слизистой остается.

Лечение

Генитальный герпес у женщин в положении - опасен, им могут назначить курс приема ацикловира, чтобы сделать естественные роды безопасными для плода. В этом случае риск передать вирус малышу значительно снижается. Для того чтобы максимально обезопасить плод, назначается кесарево сечение.

Чем опасен ВПГ для ребенка? При внутриутробном заражении, есть вероятность возникновения врожденных заболеваний.

При беременности инкубационный период длится от 2 до 14 дней.

Диагностика и эффективное лечение заболевания в отделениях урологии и гинекологии Клиники доктора Шестава: запись на консультацию по телефону +7 (812) 616-01-97.

Генитальный герпес